Владимир Рогинкин: Беда многих ТСЖ в том, что ими управляют ленинские кухарки

Владимир Рогинкин: Беда многих ТСЖ в том, что ими управляют ленинские кухарки

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

Все больше товариществ собственников жилья судятся с монополистами: граждане недовольны существующей системой расчета стоимости поставляемых услуг. О том, как собственники могут отстоять свои права, рассказал юрист, председатель ТСЖ «Товарищеский, 4» Владимир Рогинкин, у которого есть богатый и небезуспешный опыт в этом деле.

- Недавно Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа удовлетворил иск вашего ТСЖ к ГУП ТЭК, признав существенные условия разработанного Жилищным комитетом типового договора на теплоснабжение ничтожной сделкой…

- Давайте по порядку. Главная причина этого и других инициированных различными ТСЖ арбитражных процессов заключается в том, что монополисты устанавливают свои, невыгодные для товариществ условия работы.

Более того, как показывает практика, иногда власть оказывает давление на председателей ТСЖ – после создания товарищества его руководителям приходят многочисленные письма с требованием заключить договоры со снабжающими организациями, в частности – с ГУП ТЭК. В договорном отделе компании-монополиста председателю ТСЖ заявляют, что ему надлежит подписать типовой договор теплоснабжения, разработанный Жилищным комитетом и утвержденный протоколом совещания с участие вице-губернатора Александра Полукеева от 13 сентября 2007 года №160.

Подвох в том, что этот документ прописывает систему расчетов за поставленное тепло, которая не соответствует действующему законодательству. Что и подтверждается решением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (с текстом можно ознакомиться на сайте суда, дело №А56-19526/2008, решение от 8 февраля 2010 года).

Доводы руководителей товариществ о том, что население оплачивает тепло в соответствии с утвержденными комитетом по тарифам нормативами, в расчет не принимаются. Показательно, что применяемая ГУП ТЭК формула расчета тепловой энергии не предусмотрена действующим законодательством. Объемы услуг они считают исходя из показателей выработанного котельными тепла – якобы оно распределяется поровну на каждый обслуживаемый дом.

Наше ТСЖ несколько раз пыталась решить этот вопрос в суде. Ни в одном заседании юристы ГУП ТЭК так и не смогли представить методику, по которой их компания рассчитывает стоимость поставляемой в жилые дома энергии.

В то же время, практика судебных взаимоотношений с ресурсоснабжающими организациями в последнее время складывается отнюдь не в пользу ТСЖ. Логика судей проста: монополисты – это государственные органы, а поэтому служители Фемиды редко ставят под сомнение систему проводимых ими расчетов.

Получается, что ежемесячно ТСЖ собирает с граждан, к примеру, 500 тыс. рублей за потребленную тепловую энергию, а ТЭК выставляет счет почти на 1,5 млн рублей. Таким образом, товарищество постоянно оказывается должником – переплачивая за теплоснабжение, у ТСЖ не остается средств на оплату услуг других поставщиков.

Ну а если товарищество (или управляющая компания) не захочет перечислять эти средства, монополист включит ее в список должников. Со всеми вытекающими последствиями, которые прописаны в том же, разработанном жилищным комитетом, типовом договоре. Во-первых, ТЭК может приостановить подачу тепла, а во-вторых – подать в суд с требованием о взыскании долга и наложении штрафный неустоек.

Договор нельзя расторгнуть, пока ТСЖ не отрежет внутренние сети дома от сетей теплоснабжающей организации. Данная процедура займет не меньше месяца. И все это время жильцы будут оставаться без тепла и горячего водоснабжения. А это является прямым нарушением как антимонопольного, так и гражданского законодательства – что и подтверждено решением суда.

Если ТЭК начисляет больше, чем за реально потребленную энергию, товариществам необходимо обращаться за защитой своих прав в арбитражный суд.

Так, в кассационной инстанции нам удалось доказать, что условия заключенного с нами договора ничтожны – противоречат действующему законодательству, нарушают права и интересы граждан. Мы доказали, что отношение между товариществом и ГУП ТЭК должно регулироваться постановлением правительства РФ № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» от 23.05.2006, по которому стоимость услуг для граждан устанавливается распоряжениями региональных комитетов по тарифам. Нашему ТСЖ удалось доказать, что именно граждане, а не организация в лице товарищества являются потребителями услуг теплоснабжения. Вместе с тем, суд подтвердил, что договор с ГУП ТЭК является публичным, а не оспоримой сделкой. А поэтому должен соответствовать нормам действующего законодательства.

Действительно, решением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа создан прецедент, после которого многие председатели стали обращаться в ГУП ТЭК с просьбой перезаключить договоры на теплоснабжение. Однако представители монополиста не идут на контакт и лишь советуют товариществам отстаивать свою правоту в судах.

В ближайшее время я напишу запрос в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой проверить хозяйственную деятельность этой структуры – определенно, необходимость в этом уже назрела.

- Не проще ли поставить внутридомовой счетчик тепловой энергии и платить по нему, нежели разбираться с ТЭКом в судах?

- К сожалению, эти приборы не дают экономии, как то нам пытаются внушить их производители. Данное устройство - не механическое (как, например, приборы учета воды), а электронное – с программным обеспечением, которое устанавливает ГУП ТЭК.

А сами аппараты, по моим сведениям, производят и устанавливают несколько организаций, ранее входивших в состав этой структуры. Не думаю, что в этой ситуации приходится рассчитывать на объективность показателей.

Я ни в коем случае не призываю отказываться от установки этих приборов. Просто их обслуживанием должны заниматься не программисты, которые косвенно зависят от монополиста, а специалисты, нанятые самим товариществом.

Не стоит забывать и о том, что стоимость самого прибора составляет от 250 тыс. до 400 тыс. рублей, а его ежемесячное обслуживание обойдется примерно в 10 тыс. рублей. И эти расходы лягут на плечи собственников жилья.

Кроме того, надо вложить немалые средства в теплоизоляцию дома – заделать все межпанельные швы, установить стеклопакеты. В-общем, создать условия, позволяющие сохранить, а, значит, сэкономить тепло.

В рекламе приборов учета говорится о том, что ежемесячную плату за их обслуживание собственники на себе не почувствуют – как раз за счет экономии. Впрочем, с юридической и практической точек зрения применять слово «экономия» в данном случае не вполне уместно. Согласно действующему законодательству, если прибор учета показывает, что члены ТСЖ потребили тепловой энергии, к примеру, на 500 тыс. рублей, а товарищество собрало 600 тыс., то эти «лишние» 100 тыс. необходимо гражданам вернуть. Эти средства нельзя рассматривать как некую «экономию», за счет которой, скажем, можно благоустроить двор. Если оставшиеся деньги ТСЖ оставит себе, эти действия будут квалифицироваться как мошенничество. А вот получится ли собрать деньги на обслуживание приборов учета со всех жильцов – большой вопрос.

- Наверняка, проблемы возникают и с другими монополистами?

- Недавно мы судились с ГУП «Водоканал», пытаясь доказать что система расчетов за канализирование горячей воды в летний период не соответствует действующему законодательству. Исходя из этих расчетов, гражданам приходится оплачивать услуги по канализированию даже за те 15 летних дней, когда горячая вода им не подается.

Сумма получается относительно небольшая – в год человек переплачивает порядка 30-40 рублей. А в итоге монополист ежегодно получает миллиарды рублей дополнительного дохода от граждан, юридических лиц и бюджетных учреждений.

Этот вопрос мы пытались решить в арбитражных судах всех трех инстанций, однако нашему ТСЖ в исках отказали. В ближайшее время планируем подать жалобу в Высший арбитражный суд – посмотрим, как он оценит действия «Водоканала».

- Но далеко не все собственники жилья решаются отстаивать свои права в борьбе с монополистами. Многие даже не хотят объединяться в товарищества. Причина тому – отсутствие гражданской инициативы?

- Действительно, далеко не все владельцы жилья стремятся объединиться в товарищества. И в нашем доме есть несколько человек, которые категорически не намерены вступать в ТСЖ. И заявляют, что не хотят жить «в образцово-показательном доме». Знаете, ведь ухоженный подъезд, чистый двор и другие атрибуты удачных примеров коллективного управления накладывают на жильцов некоторые обязательства. Если люди заплатили за ремонт из собственного кармана, то вряд ли будут пускать в подъезд незнакомцев, которые в два часа ночи звонят в домофон и представляются бригадой лифтеров.

Часто, выходя из дома, люди видят незнакомых граждан, которые пытаются войти в подъезд. И жильцы не спрашивают – куда и зачем они направляются. Граждане не готовы заботиться о безопасности своего проживания и еще не «созрели» до того, чтобы самостоятельно содержать свое имущество. Люди не готовы нести на себе бремя расходов, отвечать за чистоту в подъездах, отстаивать свои права платить лишь за те услуги, которые они действительно потребляют. Сознание граждан в этом отношении меняется очень медленно – этот вопрос надо решать на государственном уровне и при поддержке СМИ.

- Но и объединенные в товарищества, люди далеко не всегда проявляют самосознание…

- Беда многих товариществ состоит в том, что ими управляют по принципу ленинской кухарки. Хотя ТСЖ являет собой очень даже немаленькое предприятие, которое заключает десятки договоров с поставщиками различных услуг. Председателю приходится делать большую работу, дабы находить выгодные предложения, отстаивать права товарищества перед различными ведомствами и инстанциями, уметь найти общий язык со всеми собственниками.

На мой взгляд, жилищный комитет должен заняться вопросами подготовки и обучения председателей ТСЖ – эта работа требует немалых знаний, усилий и опыта. Которые есть далеко не у всех руководителей товариществ. Раз уж государство ратует за создание товариществ, имеет смысл создать систему профориентации их руководителей. В противном случае озвученную властью идею не удастся реализовать в полном объеме.

Сергей Бардин

Дата публикации: 11:35 09 апреля 2010

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Жилая недвижимость - Санкт-Петербург

«Однушки» у Дунайской - самые дешевые в Петербурге

«Однушки» у Дунайской - самые дешевые в Петербурге

11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /

Эксперты проанализировали рынок однокомнатных квартир вблизи от конечных станций метро в черте Санкт-Петербурга. Минимальный ценник 2,9 млн рублей.

Комнаты-студии в центре Петербурга: «отказы» соседей могут влететь «в копеечку»

Комнаты-студии в центре Петербурга: «отказы» соседей могут влететь «в копеечку»

11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /

Эксперты назвали основные риски комнат-студий в центре Петербурга.

Вслед за Пушкиным - Федор Абрамов: в Петербурге выставлена на продажу очередная уникальная писательская квартира

Вслед за Пушкиным - Федор Абрамов: в Петербурге выставлена на продажу очередная уникальная писательская квартира

11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /

Компания «МИР КВАРТИР» вывела на рынок уникальный лот – квартира писателя Федора Абрамова на Петровской набережной.

В Петербурге найдено отдельное жилье по цене подержанной иномарки

В Петербурге найдено отдельное жилье по цене подержанной иномарки

11.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /

Эксперты агентства недвижимости «Доли.ру» проанализировали актуальные предложения на рынке комнат. Самая дешевая продается за 690 тысяч рублей.

Эпоха Facebook: как изменились цены на жилье в Петербурге с 2004 года

Эпоха Facebook: как изменились цены на жилье в Петербурге с 2004 года

10.02.2020 - Раздел: Санкт-Петербург / Жилая недвижимость /

Эксперты рассказали о том, как изменились цены на вторичное жилье Петербурга с февраля 2004 года.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012