Раздел: Рынок недвижимости / Москва - Источник: М2

Церковные земли: возвращенный лоскут уходит в оборот?

Церковные земли: возвращенный лоскут уходит в оборот?

Распечатать публикацию

Добавить в закладки

В скором времени около московских церквей появятся торговые центры. Московская патриархия и художественно-промышленное предприятие Русской православной церкви (ХПП РПЦ) «Софрино» совместно с ОЛД-банком намерены строить небольшие торговые комплексы на принадлежащей РПЦ земле.

Проблема собственности на землю — одна из самых злободневных в наши дни. Частные и государственные, сельскохозяйственные и промышленные, церковные и монастырские владения — это части русской земли, которую так нелегко поделить, особенно если пытаться восстановить так называемую историческую справедливость. Однако проанализировать исторический опыт любопытно и поучительно.

Откуда есмь пошла земля церковная

История формирования земельной собственности русской церкви уходит в глубины отечественной истории. В Средние века монастырям передавались большие наделы (прежде всего в северных землях) для освоения. Не только в те времена, но и значительно позже монастырские хозяйства являлись одним из ключевых составляющих русской экономики.

Так продолжалось до 1764 года, когда императрица Екатерина подписала манифест «Об изъятии в казну церковных земель», упразднивший церковное землевладение в России. Все подобные имения передавались коллегии экономии, а церковные учреждения отстранялись от управления ими. В результате монастыри и архиерейские дома утратили 8,5 млн десятин земли и 911 тыс. душ крестьян, а монастыри лишились 1,5 млн руб. годового дохода.

Закрылись некоторые монастыри, например, прославленный Спасо-Каменный монастырь на севере, киевский Братский, Межигорский, Дивногорский и Святогорский Успенские монастыри на юге. Многие обители превращались в казармы, госпитали и даже дома для умалишенных.

Впрочем, изъятие церковных наделов не принесло декларированной большой выгоды государственной казне, поскольку значительную их часть императрица раздала фаворитам.

Рассказ об оборотистых ктиторах

Несмотря на сокрушительный удар, нанесенный церковному имуществу в XVIII веке, XIX век в целом благоприятствовал частичному восстановлению утраченного богатства и влияния церкви. Во многом проблема решалась усилиями так называемых ктиторов. В литературе и обиходе их нередко именовали старостами, но по сути они являлись финансовыми попечителями прихода. Должность ктитора испокон веков считалась очень почетной. Ее занимали богатые купцы, предприниматели, промышленники, заботившиеся как о благоустройстве прихода, так и об увеличении церковной казны.

Одним из надежных способов получения прибыли было строительство доходных домов. Мало кто знает, но знаменитый «Дом со львами» на Чистых прудах в прошлом принадлежал церкви, расположенной по соседству. В нем проживали священники и квартировали люди светских сословий, а на первых этажах здания находились мастерские и цирюльни. Средства, полученные от аренды таких домов, обеспечивали регулярное поступление дохода.

Образец примерного землепользования являли и монастыри. Довольно вспомнить хрестоматийную историю об арбузах, которые выращивали трудолюбивые соловецкие монахи, существовавшие автономно, на собственном обеспечении.

Конечно, средневекового могущества, как и тотального влияния русская церковь вернуть себе не могла, но на пороге роковых революционных перемен все-таки распоряжалась немалыми земельными наделами. По статистическим подсчетам, в 1905 году ей принадлежало 1,87 млн десятин земли (2 млн га). Надо ли напоминать, что практически все это достояние ожидала большевистская национализация?

Борьба за возвращение

Вопрос о возвращении земель церкви начал обсуждаться в первые годы перестройки. В результате в 1993 году вышел указ президента, после которого верующим начали передавать храмы. Правда, приходы или церковные епархии получали их в управление на правах аренды. С точки зрения иерархов РПЦ, верующих весьма смущал сам факт, что они должны платить за то, что принадлежит им по праву. Тем не менее в 2002 году правительство РФ выступило против возвращения Русской православной церкви всех национализированных в 1918 году земель. Главным аргументом тогда являлось нежелание ставить в привилегированное положение какую-либо одну конфессию.

Московская патриархия активно добивалась пересмотра кодекса или принятия дополнительных законов, предоставивших бы льготы религиозным организациям. В июне 2004 года патриарх Алексий II обратился к депутатам Госдумы с просьбой учесть мнение церкви при обсуждении земельного вопроса и способствовать тому, чтобы оформить находящиеся в распоряжении религиозных общин наделы в срочное пользование на время их существования.

Церковным латифундистам закон говорит «нет»

С принятием нового Земельного кодекса возникла интересная правовая ситуация. Связана она с тем, что религиозным организациям предложили взять в аренду или приобрести в собственность государственные земельные участки, расположенные под храмами и другими зданиями, находящимися в пользовании религиозных организаций. Но, согласно другому закону, верующие этого сделать не имели права, поскольку здания, используемые РПЦ (как и земля под ними), остаются в государственной собственности и должны иметь одного собственника. Для исправления такого положения решено было принять соответствующие поправки.

В сентябре 2004 года Госдума приняла поправки в Земельный кодекс, а также законы «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с ними религиозным организациям на безвозмездной основе передаются земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены культовые сооружения.

Принятый Госдумой документ представляет собой компромисс между интересами государства и Русской православной церкви. Как несложно догадаться, РПЦ, которая придерживается идеи реституции отчужденных в 1918 году церковных земель, такое решение вопроса устроить не могло. Заветная цель церкви — возвращение ей всех 3 млн га государственных земель, реквизированных в 1918 году.

Государство на реституцию не пошло, и не без оснований. Ведь случись такое, у церкви мог бы появиться соблазн ввести полученные участки в оборот и организовать на них коммерческую деятельность. Пример из новейшей истории известен: РПЦ в середине 1990-х годов стала едва ли не крупнейшим импортером табака и алкоголя, воспользовавшись акцизными льготами, предоставленными правительством Черномырдина.

Таким образом, в процессе принятия соответствующих законов речь шла о бесплатной передаче лишь тех земель, которые расположены под культовыми сооружениями, принадлежащими религиозным конфессиям. Поскольку речь шла преимущественно о федеральных и муниципальных землях, их передача происходила практически безболезненно. Если бы дело дошло до возвращения в собственность церкви приватизированных или, скажем, колхозных земель, то легко представить, какими общественными коллизиями могло бы обернуться дело.

Куплю участок для церкви

Передача земли церкви осуществляется по нескольким моделям. Первая относится к тем культовым сооружениям, которые принадлежат религиозному объединению на праве собственности. В этом случае земля под строением передается на безвозмездной основе.

Вторая схема касается зданий, не принадлежащих церкви на праве собственности. В этом случае земли под ними передаются в безвозмездное срочное пользование на срок существования культового учреждения. Если сооружение прекращает свою деятельность, земли у его собственника могут быть отчуждены.

Третья модель предусмотрена для зданий, первоначально возведенных для отправления религиозных культов, но используемых не по назначению. В случаях, когда сооружение эксплуатируется в коммерческих целях, церковь вправе получить землю под ним только на общих основаниях, то есть купить. Но если церковь решит перепрофилировать здание и использовать его по прямому назначению, она сможет претендовать на бесплатное оформление земель.

Что касается земель сельхозназначения, которыми владеют, например, монастыри, то для них также вводится безвозмездное срочное использование. Причем закон предполагает, что договариваться об использовании сельхозземель церковному сообществу придется непосредственно с местными властями. Более того, законодательство учло и интересы других религиозных конфессий. Все они получат право на земли, расположенные под их культовыми учреждениями.

Какой же цели послужат возвращенные земли и как будут использоваться территории, предоставленные на правах бессрочного пользования? Станут ли они полем для деятельности возрожденных монастырских хозяйств и поспособствуют ли реанимации нашего сельского хозяйства? Или же, наоборот, их сдадут в аренду, пустят под коттеджи или направят на другие цели, далекие от духовных?

Судьба поруганных святынь

Так повелось: стремление спастись от одной опасности зачастую порождает проблемы какого-нибудь иного рода.

Занимаясь подготовкой материала, автор этой статьи побеседовала с настоятелем одной из известных церквей, расположенных в центре Москвы. Отец Н. по понятного рода соображениям пожелал остаться неизвестным и уверил в том, что состояние его храма довольно типично, и если отличается от состояния многих других, то скорее в лучшую сторону.

То, что открылось моим глазам, трудно представить тем, кто видит церковь с парадного фасада. Тем более что она окружена самой дорогой в Москве недвижимостью. Настоятель поведал, что в советское время храм служил клубом, для чего сводчатое помещение разделили буквально на соты прочнейшими железобетонными перекрытиями в три этажа. Расчистка изуродованного пространства — задача нелегкая, работы длятся почти десять лет. Церковь обезглавлена, предстоит дорогостоящее возведение купола. Разумеется, о восстановлении старинных фресок и прочего пока речи не идет. Казалось бы, раз положение столь удручающее (а в иных храмах и монастырях не в пример хуже), зачем вкладывать столько средств в фантастически дорогие проекты вроде восстановления храма Христа Спасителя? Не лучше ли попытаться сохранить то, что требует лишь реставрации? Подобный иррационализм отца Н. совсем не удивляет: «Если находятся спонсоры под престижные проекты, это совсем не означает, что они готовы прийти на помощь другим храмам».

«А где же земли церкви? Те самые, на которых собираются строить торговые комплексы и гостиницы?» — спросила я. «Да вот они», — усмехнулся настоятель, показывая на клочок земли, отделяющий внутреннюю стену постройки от сарайчика неизвестного назначения, расписанного граффити. Впрочем, так было не всегда. В ближайших дворах расположено несколько доходных домов, построенных в конце XIX века на средства этой самой церкви. В советское время к ним пристроили несколько этажей, что теперь является причиной отказа в их возвращении церкви.

Святой отец полагает, что помощь его храму зависит от божьего промысла. Еще помогают крупные центры — «Софрино», например. Но большая часть средств уходит в северные районы, где ущерб несоизмеримо больше. Иногда проблему помогают решить арендаторы. По большей части сейчас они находятся на нелегальном положении, поскольку их существование в контексте законодательства о церковной недвижимости незаконно. Но если «квартиранты» жертвуют на храм, то он дает им приют.

«Будет ли лучше, когда на землях в ближайшей окрестности церкви начнут строить торговые павильоны и гостиницы?» — спросила я отца Н. «Всюду люди, всюду люди, — ответил настоятель и добавил: — Да без этого едва ли обойтись!»

Что сегодня строит РПЦ?

Деятельные люди, которые своими стараниями пытаются восстановить разрушающиеся храмы, в России есть. С подобного рода строителями мне приходилось встречаться не раз в Московской и Тверской, Ярославской и Костромской областях.

Уверена, что инициатива их бескорыстна и порождена чувством долга, искренней верой и желанием оставить на земле свой след.Но такой почин, к сожалению, далеко не основная составляющая современного православного предпринимательства. Нужно совсем не знать жизни, чтобы полагать, будто земли, за которые велась столь отчаянная борьба, нужны просто так, как таковые. В Москве религиозные организации теперь активно используют свою недвижимость в коммерческих целях.

Одним из инициаторов в области инвестиционных программ церкви стала Тверь. Именно там в 2005 году Центр инвестиционных программ Русской православной церкви начал реализацию программы по строительству в Центральном федеральном округе (ЦФО) сети трехзвездочных жилищно-гостиничных комплексов. Поясним: упомянутая организация создана по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II для осуществления экономических программ церкви. Так сообщила председатель правления центра Елена Шульгина на церемонии подписания соглашения о сотрудничестве и партнерстве между администрацией Тверской области и Центром инвестиционных программ.

У организации, по декларируемому назначению выполняющей роль ныне не существующих ктиторов, учредители самого высокого ранга. Помимо Московской патриархии это аппарат полпреда президента РФ в ЦФО, Торгово-промышленная палата РФ, Ассоциация российских банков и ряд других организаций.

Подписанные соглашения предполагают решение самого широкого круга задач: строительство гостиничных комплексов, осуществление сельскохозяйственных программ, возрождение паломничества. Е. Шульгина неоднократно заявляла, что благодаря этому у Церкви появятся источники финансирования благотворительных и социальных программ.

Каков же заявленный размах строительного комплекса в Твери? Ответы на эти и другие вопросы наше издание пытается получить вот уже больше года, однако информационные службы РПЦ от общения уходят по неясной причине. По информации, которую предлагают различные источники, площадь комплекса составит примерно 12–15 тыс. кв. м, предполагаемый объем инвестиций — порядка $10 млн. Начиная с 2006 года Центр инвестиционных программ Русской церкви намерен строить в регионах по два–три жилищно-гостиничных комплекса в год.

Опыт по возведению гостиничных комплексов у РПЦ уже есть. В 1991 году недалеко от резиденции патриарха, на территории Свято-Данилова монастыря в Москве была открыта гостиница «Даниловская» с номерами класса «люкс» и «полулюкс». Проживание в «Даниловской» стоит $130 в сутки.

Решит ли ввод в эксплуатацию гостиничных комплексов декларируемые задачи — такие, как развитие туристической сети и паломничества, хозяйственное возрождение территорий и экономики малых городов? Время покажет.

Храм торговли

Другой инвестиционный почин касается планов по возведению торговых площадей. К примеру, в ближайшее время около московских церквей появятся десять торговых центров. По предварительным оценкам, инвестиции ХПП РПЦ «Софрино» и ОЛД-банка в проект составят $25–30 млн. Эксперты рынка недвижимости не удивлены использованием церковных земель в торговле. «Наличие земель в собственности церкви позволяет ей получать средства к существованию, а также зарабатывать деньги для восстановления монастырей», — говорит управляющий партнер компании Blackwood Константин Ковалев.

Опасения, правда, вызывает размах строительства. Президента Национальной торговой ассоциации Вадима Зуйкова, к примеру, формат центров несколько смущает. «Это не магазины «шаговой доступности», а торговые центры. Возводить их церкви запрещается, потому что там есть развлекательный элемент», — говорит он.

Тот факт, что в непосредственной близости от храма наряду с церковной утварью можно будет купить абсолютно все, едва ли поможет возрождению православных устоев. Отцы церкви, с которыми удалось побеседовать, этого не одобряют и надеются, что в торговых павильонах будет соблюден соответствующий ассортимент. Но по этим же соображениям на церковной земле не должно быть и крупных торговых центров, что явно не согласуется с озвученными планами. Как видно, благие декларации совсем не гарантируют столь же праведный результат.

Пример Ватикана

Если приглядеться к опыту католических стран, то по сравнению с ними наши доморощенные инвесторы покажутся наивными младенцами. Например, для католического Ватикана коммерческая практика — дело привычное.

Например, Ватиканский банк, или Институт религиозных дел, является крупным игроком на мировых финансовых биржах, получает дивиденды с денег, вложенных в акции крупнейших транснациональных корпораций, владеет большими пакетами акций нескольких крупных банков. Ватикан является крупным земельным собственником в Италии и за границей, а также совладельцем сети отелей Hilton в Италии. Подчас финансовые операции католической церкви происходили совершенно криминальным образом, скорее напоминающим проделки сицилийской мафии.

В среде прогрессивно мыслящих православных отцов в последнее время активно поговаривают о сближении христианских церквей. Когда идея наконец осуществится, римский папа с приближенными ступит ногой на православную землю, а у российских церковных инвесторов, вероятно, появится случай многому поучиться. Как водится, и праведному, и сатанинскому одновременно.

Дата публикации: 12:46 16 июня 2006

Источник: bpn.ru



Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.


Популярные публикации в разделе Рынок недвижимости - Москва

Сделка купли-продажи жилья: кто за что и сколько платит?

Сделка купли-продажи жилья: кто за что и сколько платит?

14.04.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Операции с недвижимостью

Покупая или продавая квартиру на вторичном рынке недвижимости, главное на чем сосредоточено внимание продавца и покупателя - это финальная цена квартиры. Однако ни один, ни другой подчас не догадываются, что в ходе оформления сделки их ждут еще дополнительные расходы, не просчитав которые, можно попросту провалить сделку.

Продается агентство недвижимости

Продается агентство недвижимости

27.12.2019 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости

Такого объявления вы не встретите ни в газетах, ни в интернете. Тем не менее, риэлторские компании продаются и покупаются. О том, как это происходит, рассказывает Управляющий партнер Центра риэлторских франшиз Роман Мурадян.

Марат Хуснуллин

Новая Москва: как это будет

19.09.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости

Расширенная столица утвердит свои новые размеры к лету следующего года. Первые проекты к тому времени будут уже запущены, а сейчас идет их активное обсуждение. О том, что ждёт Москву, рассказал глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Опубликована новая карта Москвы

22.08.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости

Столичная мэрия опубликовала проект согласованных предложений властей Москвы и Московской области по расширению границ города.

Многодетные семьи получат земельные участки

08.06.2011 - Раздел: Москва / Рынок недвижимости / Жилищные программы

Совет Федерации одобрил закон, дополняющий Земельный кодекс РФ, и закон «О содействии развитию жилищного строительства» положением о безвозмездной передаче земельных участков, находящихся в федеральной и региональной собственности, в муниципальную собственность для их предоставления многодетным семьям.


Пользователям

Разместить объявление

Контакты

По вопросам обращаться: info@bpn.ru

BPN.RU © 2004-2012